Что такое геймификация для бизнеса — зачем нужна, кому подойдёт, сколько стоит

Дата: 8 февраля 2023

В CRM-group мы разрабатываем геймификацию российского и зарубежного крупного и среднего бизнеса. Как правило, это компании, которые могут продавать продукты онлайн, — банки, интернет-магазины, сетевые рестораны и другие. Расскажу, что такое геймификация, как мы её делаем и зачем.

Что такое геймификация

Геймификацией мы называем рекламные кампании, в центре которых находится игра. Найти подрядчика на Марсе или получить предсказание от гадалки — все эти примеры выполняют определённые бизнес-задачи. Выглядеть геймификации могут по-разному, но суть у них одна: в них надо играть.

Какие бизнес-задачи можно закрывать геймификацией

Анализируя маркетинговый рынок за последние несколько лет, мы пришли к выводу, что почти любые. Наш опыт говорит, что самых частых запросов шесть. Расположили их в порядке актуальности:

  1. Увеличивать продажи. Подойдёт любая игровая механика, в финале которой выдаётся промокод на скидку. Исследования показывают, что такую скидку используют с большой вероятностью, ведь она досталась не просто так, а за активность.
  2. Приводить лидов. Геймификация часто становится точкой входа в коммуникацию с брендом. Работает это так: для участия в игре пользователь оставляет контактные данные, которые потом используются в воронке продаж.
  3. Обогащать базу. Через геймификацию можно собирать больше данных о пользователях, узнавать их имя, возраст, пол, локацию, любимый цвет, размер обуви и так далее. Эти данные используются для персонализации коммуникации и сегментации базы.
  4. Знакомить с продуктом. Геймификация может стать частью маркетинговой кампании, которая планируется к появлению нового продукта. Например, через механику сюжетного приключения на отдельном лендинге можно привлечь внимание к выходу новой коллекции и нативно рассказать о её преимуществах.
  5. Увеличивать трафик. Тест «Какая вы лягушка?», лендинг с пророчеством — подобные геймификации с прицелом на юмор создают вирусный эффект. Пользователи делятся друг с другом ссылкой, заходят на сайт, чтобы развлечься, и попутно знакомятся с брендом.
  6. Помогать в найме. Редкий кейс, но всё же встречается на рынке. В этом случае геймификация помогает искать крутых специалистов, превращая тестовое задание в игру.

Геймификация редко закрывает исключительно одну задачу. Как правило, их сразу несколько. Например, можно запустить квиз, чтобы узнать больше информации о пользователях, а в качестве награды дать промокод, который увеличит продажи.

Как запускаем геймификацию

Обычно процесс выглядит так: клиент приходит с задачей, а мы придумываем, как её решить. Геймификация в этом случае лишь один из возможных инструментов, который используется, когда есть уверенность в его эффективности. Именно так мы поступили, когда работали с одним косметическим брендом.

Задача. Клиенту нужны были новые лиды в email-канал с сегментацией по типу кожи, чтобы использовать эти данные для персонализированных проморассылок.

Решение. Мы собрали команду для решения задачи, привлекли продакт-менеджера, сценариста, дизайнера, маркетолога и разработчика. Провели мозговой штурм, на котором определились с игровой механикой. Отталкиваясь от целей, выбрали квиз.

Общая концепция выглядела так: пользователь отвечает на вопросы о своей коже, выбирает желаемые ингредиенты для эликсира красоты и получает рекомендацию подходящего средства. Финальным шагом нужно было указать email, чтобы получить скидку на рекомендованный продукт.

В качестве инфоповода для проекта мы выбрали Хеллоуин, поэтому в дизайне появились силуэты летучих мышей и оранжевый цвет. Хеллоуинский колорит также появился и в текстах проекта.

Результаты:

  • 273 000 новых подписчиков в email-канале в четырёх сегментах по типам кожи;
  • больше 1 000 000 рублей — выручка от кампании;
  • в 10 раз больше объём продаж по сравнению с хеллоуинским промо без геймификации в прошлом году.
Разработаем дизайн, запустим сайт или приложение
Перейти на сайт дизайн-контура

Какой бюджет планировать

Сложно назвать точную цену по рынку, но у нас разработка и запуск геймификации стоит от 200 000 до 1 000 000 рублей. Такой большой разброс объясняется индивидуальностью каждого проекта. Если используется готовое решение, например, колесо фортуны, это будет стоить недорого. А если концепция неповторима, со сложными дизайн-решениями и делается специально под задачи бренда, приходится подключать больше специалистов и увеличивать финальный чек.

Если вы запускаете геймификацию первый раз или на новую аудиторию, велик риск сжечь бюджет на сложную разработку, уникальный дизайн и большую кампанию и не получить эффективность.

Протестируйте сначала небольшие, недорогие проекты. Например, возьмите готовое решение и адаптируйте под себя, попробуйте его на ограниченной аудитории. Так вы получите данные о том, как аудитория реагирует на геймификации и как улучшить текущую гипотезу игры. Это даст возможность просчитать экономику проекта, понять, сколько денег можно тратить на продакшен и рекламу и как это влияет на эффективность решаемой задачи, чтобы уверенно масштабировать этот опыт.

Юрий Тюленев

Продакт-менеджер на проектах с геймификацией

Какому бизнесу подойдёт геймификация

Любому бизнесу, который может продавать продукты онлайн. При этом неважны средняя сумма чека и частота покупок: игровые механики используют как сетевые магазины продуктов, так и застройщики элитной недвижимости. Чтобы понять, стоит ли попробовать геймификацию, нужно обращать внимание не на сегмент, а на трафик.

Игровая механика показывает хороший результат, когда есть возможность привести большой трафик. Например, если она рассчитана на действующую базу, состоящую из 1 000 пользователей, вряд ли результат себя окупит (исключение — высокомаржинальные продукты). А если можно привести трафик хотя бы 10 000 уникальных пользователей, геймификацию стоит попробовать. Главное — заранее подготовить стратегию по привлечению.

Ещё есть мнение, что геймификация работает только с зумерами — людьми, которые родились с 1997 по 2012 год. Потому что они с детства привыкли к всяческим тестам, уровням, достижениям и так далее. Но, учитывая их покупательскую способность, это не самая интересная аудитория для бизнеса.

По нашему опыту, можем сказать, что эта гипотеза не работает. В геймификации охотно принимают участие все: и дети, и родители. Главное — чтобы игра была адаптирована под пользователя и было понятно целевое действие.

Например, бабушки охотно собирают наклейки в супермаркетах, чтобы выиграть приз. Чем не пример офлайн-геймификации? Если перенести эту активность в онлайн, бабушка со смартфоном тоже разберётся в правилах игры.

В геймификации важно грамотно её сделать — не просто для галочки, а так, чтобы она действительно была полезной и привлекала людей. Для этого необходимо максимально конкретно составить ТЗ.

Мы на начальном этапе всегда обговариваем с заказчиком все детали, вносим свои замечания и предложения, чтобы получить действительно крутой продукт.

В нашей практике был клиент из банковской отрасли, который хотел увеличить количество пользователей банковской карты и улучшить опыт её использования у существующих клиентов.

Решением стало превращение логотипа банка в AR-тэг (Augmented Reality — дополненная реальность. Прим.ред.). Когда пользователь наводил камеру смартфона с включенным приложением на логотип банка, на экране он видел карту метро с отмеченными банковскими отделениями поблизости. Это привлекло больше людей и упростило для них поиск банковского отделения. В результате посещаемость отделений выросла на 12%, а прирост клиентов, которым выдали новые карты, составил 6%.

Сергей Михеев

Руководитель отдела геймдизайна Appfox

Как часто применять геймификацию

Суть любой геймификации в том, что она взламывает привычный формат коммуникации. Соответственно, выстреливает лишь в том случае, если используется редко. Если каждая коммуникация с клиентом — это небольшое шоу, рано или поздно оно надоест. Поэтому нужно знать меру, чтобы не пережечь аудиторию.

Этим принципом часто руководствуются многие российские бренды, используя геймификацию только во время гендерных праздников, «Чёрной пятницы» и празднования Нового года.

Хотя на рынке много исключений, которые доказывают, что можно использовать геймификацию часто и делать это эффективно. Главное — разнообразие механик. Например, «Тинькофф» использует игровые механики чуть ли не каждый месяц, это может быть небольшая игрушка в приложении банка, тест на бизнес-интуицию или раннер про помощника Олега. Они отличаются друг от друга, поэтому не надоедают. А ещё они рассчитаны на разные сегменты аудитории, поэтому рядовой пользователь за год видит только две-три геймификации, хотя «Тинькофф» их запускает несколько десятков.

Наш клиент открыл бизнес в сфере общепита. Ему нужен был мощный старт к открытию. Для этого запустили конкурс во «ВКонтакте» — игру «Морской бой» — с помощью сервиса ActiveBot. Было предложено около 250 призов различной стоимости, в том числе промокоды на скидки. Конкурс также опубликовали в местных городских пабликах. За время конкурса удалось получить более 700 подписчиков, огромный охват аудитории и узнаваемость. После этого пошли заказы, активность в соцсетях.

Геймификация может быть сложной из-за реализации механики, но всё решается с помощью специальных сервисов или программистов. При должном опыте и ресурсах можно сделать что-то по-настоящему крутое, как, например, квест Old Spice.

Александр Смирнов

Ведущий таргетолог Demis Group

Какие геймификации проваливаются

Требующие много времени на прохождение. Компании часто тратят огромные бюджеты на долгие интерактивные квесты и игры с несколькими уровнями, но не достигают желаемых показателей. Причина в том, что пользователи забрасывают такие игры на середине и не доходят до целевого действия. Поэтому мы следим за тем, чтобы общий хронометраж одной сессии в нашей геймификации занимал не больше четырёх минут.

Сложные для понимания. Суть геймификации должна быть понятна пользователю после прочтения первого экрана. Если пользователь не понимает, что от него требуется и зачем ему в этом участвовать, высока вероятность потерять потенциального клиента.

Перед запуском геймификаций проведите A/B-тест — построенный по определённым правилам эксперимент, который позволяет проверить гипотезы о том, как оптимизировать пользовательский опыт.

Полное описание

С неподготовленной рекламной кампанией. Даже гениальная геймификация не сработает, если про неё никто не узнает. Часто бренды сосредотачиваются на нюансах самого проекта, но не планируют бюджет на рекламную кампанию. Из-за этого результаты получаются гораздо ниже прогнозируемых, а вместо прибыли — чувство разочарования.

Без анонсов и дистрибуции эффективность геймификации снижается, так как часть аудитории может просто не узнать про неё.

В то же время саму рекламную кампанию и коммуникацию можно превратить в спецпроект, как это сделал «Тинькофф» в кейсе с «Пока, привет!», запустив необычные ролики с озвучкой Николая Дроздова. Уже на этом уровне воронки у пользователя возникает сильный интерес, и конверсия в начале геймификации тоже повышается.

Креативьте не только в основной части проекта, но и в коммуникациях до и после проекта.

Юрий Тюленев

Продакт-менеджер на проектах с геймификацией

С запросом контактов на старте. Часто бренды запрашивают почту или телефон на старте геймификации, тем самым отсеивая большую аудиторию. По нашему опыту, лучший момент для сбора контактных данных — экран перед вручением награды.

Те, в которых награда не имеет ценности. Когда бренд в каждой коммуникации раздаёт скидки, награждать промокодом за прохождение геймификации будет плохой идеей. Если можно получить скидку просто так, зачем ради неё стараться?

Также вместо награды могут использоваться консультации со специалистом, полезные чек-листы и другие нематериальные призы. В этом случае нужно проследить, чтобы приз нельзя было получить за другие целевые действия.

Например, у нас был кейс, когда за прохождение игры мы дарили стикеры, которые можно было легко скачать в соцсетях. Разумеется, отсутствие уникальности приза повлияло на финальный результат. Чтобы геймификация сработала, награда должна иметь ценность для пользователя.

Автор и главный эксперт статьи

Виктор Бобров

руководитель креативной команды CRM-group

Эксперты

Юрий Тюленев

продакт-менеджер CRM-group на проектах с геймификацией

Александр Смирнов

ведущий таргетолог Demis Group, приглашённый эксперт

Сергей Михеев

руководитель отдела геймдизайна компании Appfox, приглашённый эксперт

    Спасибо за подписку!

    Подтверждение придёт на ваш email в течение нескольких минут.

    Подписывайтесь на обновления

    Узнавайте об обновлениях в блоге первым

    Отправляем только свежие статьи и кейсы

      Подписываясь, вы соглашаетесь c условиями обработки персональных данных